Статьи

ЕМЕЛЬЯНОВЦЫ ПОКЛОНИЛИСЬ СВЯТЫНЕ

 

      Ковчежец с частицей мощей и икона святой блаженной Матроны Московской были доставлены 8 октября 2012г. в храм поселка Емельяново из церкви села Частоостровского, где тоже пробыли два дня.

Торжественный молебен в храме по прибытии святынь совершил настоятель храма Святой Троицы протоиерей Владимир Максимов.

 андрей панченко все икона и мощи парни свечи для матроны спортмсены По окончании богослужения отец Владимир поздравил прихожан со столь значимым для всех православных событием. Священнослужители напоминают, что к святыне надо подходить с чистым сердцем и с верой, а не с языческой потребностью в сиюминутном чуде.

Мощи и икона были доступны для молитвенного поклонения верующим с утра и до позднего вечера в течение двух дней. И все это время людской поток не иссякал, шли в храм и стар и млад: молодежь, старики, приводили маленьких детей.

Блаженная Матрона Московская всю свою жизнь посвятила служению Богу. Ее мощи сейчас покоятся в Покровском ставропигиальном монастыре Москвы. Блаженная Матрона родилась в 1885 году в селе Себино Тульской области. О том, что Матрона избрана Богом, свидетельствовало ее необычное крещение. Когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. От рождения у нее совсем не было глаз. Четвертый ребенок мог стать обузой в бедной семье, но мать святой увидела вещий сон, благодаря которому девочку оставили. С семи-восьми лет у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия, предсказывала революцию и гонения на Церковь.

Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы. Лечила и помогала святая не ради корысти, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. Перед смертью она сказала известные и поныне слова: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».

В мае 1999 года Матрона была канонизирована как местночтимая московская святая, а в октябре 2004 года причислена к лику общецерковных святых.

 

Юлия Кольман  

_______________________________________________________________________________

14 апреля в Емельяновской районной библиотеке состоялось первое заседание историко-родословного общества.

В Красноярске подобное общество в этом году отмечает свое 20-летие.Емельяновское районное историко-родословное общество  объединило людей, которые неравнодушны к истории своего рода, к истории своего поселка и  страны.

все династия сорокинаобщество

Первым выступил Андрей Алексеевич Смородин, наш писатель, соавтор книги «7 верст Сибирского пути». Он подробно рассказал о своих поисках в архивах,  о том, как начинать поиски своих предков, как построить свою родословную схему. А.А.Смородин продолжит свое выступление  на очередном заседании общества.

Следующим докладчиком был Евгений Сергеевич Галицын, известный у нас в районе родослов и историк. Он предложил вниманию присутствующих родословную схему Галицыных. Необыкновенная семейная история была зачитана Е.С.Галицыным.  Труды Е.С. Галицына это наглядный образец того, как надо относиться к своему наследию, к истории своей семьи.

Очень теплым и трогательным было выступление Любовь Григорьевны Сорокиной. Она много лет занималась историей Емельяново. Все, что касается Емельяново  ей небезразлично.  Л.Г.Сорокина призвала хранить семейную память, семейные реликвии. Она обратила внимание, что на старом церковном кладбище на плитах в Родительский день появляются цветы. Это значит, что есть люди, которые помнят и знают, где покоятся их предки.

Было бы здорово, если бы эти люди откликнулись, и рассказали бы частичку своей семейной истории.

Известная  многим  Екатерина Петровна Дорошенко, литератор, много интересного рассказала о судьбе своей семьи, о том, какие испытания пришлось пережить ее предкам.  Е.П.Дорошенко предложила всем участникам общества вспомнить о  судьбе своих предков, которые пострадали в трудные времена.

На заседании общества присутствовали дети Емельяновского детского дома.  Для них эта встреча  будет большим уроком того, как нужно любить свою семью, как  хранить семейные традиции, как уважать своих предков.

Следующее заседание общество состоится  в мае.

Приглашаем присоединиться к обществу всех  тех, которые могут поделиться своим опытом в построении родословных древ,  и тех, кто хочет заняться поиском своих корней.

Координатор общества Н.Черняева

    

 

____________________________________________________________________________________

День православной книги появился в нашем календаре сравнительно недавно.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла празднование приурочено к памятной исторической дате — выпуску первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», или «Деяния и Послания Апостолов», вышедшей в свет 1 марта по старому стилю (14 марта — по новому стилю) 1564 года. День православной книги был установлен 25 декабря 2009 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви с целью привлечения общественного внимания и издательского интереса к популяризации духовно-нравственной литературы, направленной на воспитание подрастающего поколения в духе истинных христианских ценностей.о.Владимир

В Центральной библиотеке р.п.Емельяново состоялось открытие Дня православной книги «Духовная нива» с участием отца Владимира, настоятеля храма Святой Троицы р.п. Емельяново. Он отметил важность и своевременность нового праздника, направленного на популяризацию православной книги, ведь именно из книг можно больше узнать о Церкви, о вере, о церковной жизни, напомнил о тех, относительно недавних, временах, когда Библию невозможно было достать, когда православная книга была на вес золота. Сейчас можно только порадоваться книжному изобилию.

Учредитель фонда «София» по восстановлению храма Святой Троицы Н.Ф.Черняева рассказала присутствующим, учащимся старших классов общеобразовательной школы № 3 р.п.Емельяново (учителя русского языка и литературы Кузнецова Н.В., Гамеза Г.А.), какой след в душе человека может оставить печатное духовное слово, какой неисчерпаемый источник мудрости и благодати представляет собой православная книга, рассказала о православной теме в произведениях И.Бунина, В.Астафьева, и других писателей, а также о роли книги в жизни каждого человека.

В.В.Седова, библиотекарь отдела обслуживания, провела презентацию «Православной энциклопедии». В рамках Дня православной книги Вербуль Н.П., заведующая отделом обслуживании, и Циммерман Т.И., библиотекарь отдела обслуживания, провели интеллектуальную игру «Как на Масляной неделе», по принципу телевизионной игры «Поле чудес». Присутствующие отвечали на вопросы — как называются дни Масляной недели. Участники и победители игры получили призы.

Отрадно видеть, что наша молодежь знает православные праздники и чтит наши традиции. В библиотеке в этот день была представлена экспозиция православной литературы, на которой все присутствующие могли познакомиться с лучшими образцами православной книги, а также изданиями, рассказывающими об истории книгопечатания на Руси, православных храмах. Центральное место на выставке занимала «Православная энциклопедия», присутствующие могли полистать ее страницы.

Праздник, несмотря на свою новизну, проходил практически во всех муниципальных библиотеках Емельяновского района. Количество участников и разнообразие проводимых мероприятий свидетельствуют о востребованности Дня православной книги.

Сохранение традиций книжной культуры сегодня особенно актуально: нередко, ежедневно пользуясь компьютером, человек утрачивает навыки работы с книгой. Итоги проведения праздника православной книги в Емельяновском районе дают все основания считать, что не к его жителям применимы слова пророка: …передают книгу тому, кто читать не умеет, и говорят: «прочитай ее»; и тот отвечает: «я не умею читать» (Ис. 29:12). У нас книгу и любят, и читают.

О.А. Степаненко, Заведующая информационно-методическим отделом

МБУК МБС Емельяновского района

  _______________________________________________________________________________________

 

                    

Из книги «Семь верст сибирского пути» Андрея Смородина

a2e17639ccbfaf7907f981ef4bb838c6

АРЕЙСКАЯ ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ХРАМ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Стоит в поселке Емельяново по улице Московской, 153 двухэтажное здание. Много самых разных организаций располагалось в ней. Так, где-то с 1935-го по 1958 год здесь находился сельский клуб. На первом этаже показывали кино, а на втором устраивали танцы. В тяжелые годы Великой Отечественной войны на нижнем этаже здания был оборудован пищекомбинат. Выпускалось на нем разная продукция: в основном это, конечно, были напитки – квас и морс, но делали также и студень. Имелась здесь и коптильня, где коптили колбасу и сало свиное. Примерно с 60-го года на втором этаже разместилась редакция районной газеты, а под ней типография. В 70-е годы на одном этаже с коллективом редакции работали также и сотрудники статуправления. Теперь уже довольно сложно представить, что когда-то это здание имело высоту шестиэтажного дома и было видно из любой деревни «Семиверстки». До революции это было главным строением села Заледеевского – Троицкой церковью. И как утверждали старожилы, даже с Дрокинской горы было видно, как горели на солнце золоченные кресты и главы ее. Кроме того, церковь села Арейского являлась великолепным памятником архитектуры. Деревянная церковь. Прежде чем начать свои рассказ об архитектуре старейшего каменного здания п.Емельяново, поговорим немного о возникновении прихода этой церкви. Арейский Троицкий приход был открыт в середине XVIII века. Церковь в приходе была тогда еще деревянной и имела два этажа. Главный престол церкви в честь Живоначальной Троицы располагался на втором этаже.

Церковь вместе с бывшими при ней трапезной и колокольней скорей всего имела в плане продовольно-осевую структуру. На колокольне находилось пять колоколов. Весели они соответственно 25 пудов, 8 пудов, 6 пудов, 3 пуда и 30 фунтов. По документам 1768 года в штате Арейской церкви должно было быть аж 8 человек: 2 священника, 2 дьякона, 2 дьячки и 2 пономаря. Хотя в действительности долгое время в церкви служил лишь один человек – священник Михаил Терский. Уже в самом конце работы над книгой мне встретился один документ, который, я думаю, может пролить свет на то, когда же именно была построена деревянная церковь в селе Арейском. Известно, что в первой половине XVIII века население Красноярского уезда росло быстро, строились новые церкви, а своих священников для службы в них не хватало. Поэтому, не дожидаясь. Пока пришлют к нам в уезд нового батюшку, в священники брали из числа грамотных крестьян и посадских. При этом за новоиспеченного священника прихожане церкви должны были платить подати вплоть до следующей ревизии. Именно таким образом и оказался в духовном сословии первый священник Арейской церкви Михаил Терский. В одном из архивных дел, озаглавленном как «Промемории Красноярской Воеводской Канцелярии и Указы Тобольской Духовной консистории за 1768-1769 г.». я обнаружил информацию о том, что М.терский был уволен из числа податных плательщиков г.Красноярска и определен в духовный чин в 1743 году. Теперь, если предположить, что до Арейской церкви Терский нигде более не служил, то получится, что деревянная церковь в селе Арейском начала действовать с 1743 года. Постройка каменной церкви. В конце XVIII века, когда старая церковь стала ветшать. Жители Арейского прихода решили начать строительство новой церкви, но уже из камня. Для этого в 1975 году по приговору прихожан «церковным строителем» был избран настоятель Троицкой церкви Иван Парфенов. В его обязанности входило: сбор денежных средств, поиск толковых строителей-каменщиков, работа с разными подрядчиками, поставляющими строительные материалы, и ведение расчетов с ними. Получив грамоту на строительство, 10 октября 1798 года каменная церковь в селе Арейском была заложена. В 1799 году с мастерами каменных дел из Енисейска С.О.Дудиным и М.К.Лютовым был заключен контракт на строительство Арейской церкви. Руководил артелью каменщиков и одновременно являлся автором постройки енисейский мещанин Степан Осипович Дудин. В XVIII века строительство церквей велось при полном отсутствии графического проектирования. Возведение зданий шло по «образцам» и по устным описаниям. Образцами же для строительства церквей в Приенисейском крае, как правило, являлись построенные ранее других каменные церкви Енисейска. В 1804 году в строительстве церкви села Арейского принял участие известный мастер иконостасных дел Григорий Егорович Бусыгин. Им был вырезан иконостас в нижней церкви. Надо сказать, что Бусыгиным были сделаны иконостасы для многих церквей Приенисейского края, например, таких, как Захария и Елизаветы в Енисейске (1880 г.), Спасского собора в Канском остроге (1804 г.), атакже Всехсвятской и Благовещенской церквей г.Красноярска. Причем, что касается строительства последней церкви, то Бусыгин был одним из авторов проекта. В 1805 году в селе Арейском случилась беда. 18 февраля в первом часу дня сгорела деревянная церковь. Произошло это так. Церковный сторож, как обычно, затопил в церкви печь и пошел к себе домой обедать. Через некоторое время жители села обнаружили, что из трапезной, где стояла печь, пошел дым. Срочно позвали сторожа. Он прибежал, открыл дверь и первым вошел в трапезную. Сделав несколько шагов, сторож был охвачен пламенем. Когда же его удалось вытащить из церкви на улицу, то он в скором времени умер. Церковь же сгорела полностью. Состояние строящейся каменной церкви на момент пожара было такого. Верхний этаж и колокольня еще не завершены. Что касается нижнего этажа, то у него внутри все уже было отделано. В готовом иконостасе находилась уже кое-какие иконы, а вскоре должны были быть написаны и остальные. Принимая во внимание, что верхний этаж церкви был уже почти готов, священники села Арейского Дягилев и Парфенов обратились к церковному начальству с просьбой осветить его. И вот 27 мая 1805 года нижний этаж каменной церкви был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Снова. После 98 дней перерыва. В селе Арейском возобновились службы. А тем временем постройка каменной церкви продолжалась. Степан Дудин работал здесь вплоть до середины 1808 года, хотя уже с 1807 состоял в подряде на строительство Богоявленской церкви села Подсосенского Ачинского уезда. Кстати, там уже находился помощник Дудинина Матвей Лютов. В последнее время в селе Арейском вместе с Дудиным работали енисейский мещанин Иван Кочнев, экономический крестьянин Дмитрий Кочнов и Василий Круглый. Завершено строительство Троицкой церкви было в 20-х годах XIX века. Кто достраивал церковь после ухода Дудина, пока не известно. Финансировали строительство Арейского храма красноярские купцы. Архитектура храма. Безусловно, Арейская Троицкая церковь являлась замечательным архитектурным памятником. Церковь была построена в характерном для того времени стиле сибирского барокко, в том самом варианте, который присущ енисейской школе зодчих. Здание имело два этажа. Традиция строить церковь в два этажа появилась в середине XVIII века и получила свое распространение в основном в Сибири. Да и здесь таких храмов было уже не так много. Например, в нашей губернии было возведено только 13 двухэтажных церквей из всего числа церквей Енисейской епархии, которое в 1916 году составляло 348 штук. Первый этаж, которой назывался «зимней церковью», был отапливаемым и там проводились богослужения зимой. На втором этаже размещалась «холодная церковь». В ней службы проводились лишь в теплое время года. Переход богослужений с нижней церкви на верхнюю происходил на Пасху. Троицкая церковь села Арейского имела в плане традиционную для Сибири продольно-осевую структуру. Эта структура состояла из последовательно расположенных на оси восток-запад трех частей: бесстолпного четверика храма с полукруглой апсидой, трапезной и высокой ярусной колокольней. Получилось превосходное здание в виде корабля. В 1863 году арейский «корабль» стал длиннее: по проекту одного губернского архитектора с западной стороны церкви была сделана двухэтажная пристройка. Традиция строить храмы в виде корабля не случайна, и в ней есть свой смысл. Так, в христианской символике это означает, что «Церковь, подобна кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном». Фасады трехсветного прекрасно гармонировали диагональные фронтончики. Которые располагались на углах четверика. Сам храмовый четверик Троицкой церкви был перекрыт сомкнутым куполом, который завершался изящным, типичным для сибирского барокко, многоярусным пятиглавием. Двухъярусные главы Арейской церкви были выполнены в виде двух глухих барабанов, убывающих вверх по высоте и ширине. Завершили их позолоченные луковичные главки с крестами. Ребра барабанов были обработаны изысканными волютами. Всего церковь имела семь глав: одну большую и шесть лав поменьше, одинакового размера. Большая глава находилась на куполе храма, четыре периферийный главы располагались на диогональных фронтончиках и по одной главе имелось на аспиде и колокольне. Число глав на православном храме также имеет свое значение. В нашем случае семь глав у Арейской церкви символизировали семь вселенских соборов и семь христианский таинств: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Венчание, Елеосвящение и Хиротония. При возведении Арейской церкви был осуществлен оригинальный по своим строительным средствам переход от храмового четверика к куполу. Вот что об этом говорит историк архитектуры Приенисейского края, архитектор Константин Юрьевич Шумов: «Сложную в конструктивном отношении систему представляло собой сводчатое перекрытие храмового четверика Троицкой церкви. Благодаря сохранившимся аналогам – Преображенской церкви в п.Нижняя Синячиха под Алапаевском и Богоявленской церкви в с.Подсосном Красноярского края – можно предположить, что конструктивный переход от четверика к восьмилотковому сомкнутому своду осуществлялся при помощи тромпов – невысоких кирпичных арок, пояс который был расположен несколько выше перемычек оконных проемов «третьего света» четверика. Осевые лотки свода с целью уменьшения распора и лучшего освещения интерьера были ложными и выполняли чисто иллюзорную функцию, характерную для архитектуры барокко». Четырехъярусная колокольня Троицкой церкви представляла собой традиционный восьмерик на четверике, причем как четверик, так и восьмерик были двухъярусными. На южной грани третьего яруса (посредине филенки) имелся проем для освещения лестницы, ведущей к колоколам. Ярус звона был перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом, который завершался главкой, расположенной на двух фигурных барабанах. В колоколах церкви, звон которых слышали даже в Дрокино и Шуваево, имелось 326 пудов и 36 фунтов меди. В пересчете на нашу меру это получается пяти тонн с лишним (5356 кг). В самых больших колоколах храма было по 120 и 90 пудов веса. Богатой была наружная отделка здания. Северный и южный фасады церкви выразительно расчленялись лопатками и междуэтажным поясом. При этом лопатки были обильно украшены фигурными филенками. Профилированный пояс, который внешне делил церковь на два храма (верхний и нижний), был выполнен в виде карниза. Особенно хочется отметить необычное обрамление полуциркульных окон здания, так как оно являлось одной из главных архитектурных «изюминок» Троицкой церкви. Вот именно об этом специалиста, архитектора К.Ю.Шумова: «Основной особенностью оригинального декоративного убранства церкви являлось сочетание гладких поверхностей стен с прихотливыми формами оконных наличников, в которых явно прочитываются отголоски декора Покровской церкви в Красноярске 1785-1795 гг. (вертикальные «цепи» сдвоенных триконход), восходившего к более ранним тадициям енисейской и иркутской архитектурных школ XVIII века. В наличниках Троицкой церкви наблюдается любопытный стилистический компромисс между «узорочностью» вертикальных элементов обрамления оконного проема и «рокайностью форм бровок, венчающих наличников. Этот аспект придает им большую оригинальность в разнообразии форм наличников каменных храмов Центральной Сибири». Надо сказать, что само оформление северного и южного фасадов четверика храма повторяет собой обрамление любого из окон церкви: щипцы четверика – это картуши окон, люкарни в щипцах – это небольшие замковые камни, лопатки четверика – это вертикальные наличники окон. Практически все декоративные элементы церкви придавали архитектурной композиции храма вертикальное направление вверх. Это выражалось в заостренных оконных наличниках – картушах, в строении щипцов и фронтончиков, в верхних филенках на лопатках первого эта, ну и, конечно же, в изящных, похожих на шпили, главах церкви. Церковь в селе Арейском имела бело-зеленый цвет. Почему был выбран именно зеленый? Я думаю, потому, что главный престол храма был освящен во имя Живоначальной Троицы. А зеленый цвет как раз и является цветом жизни. Вот отсюда и возникло такое цветовое решение. Зеленой масленой краской («медянкой») были покрашены крыша, покрытая листовым железом, наследственные желоба, водосточные трубы с воронками, своды храма и колокольни, а также маленькие восьмигранные крыша на фигурных барабанчиках всем семи глав. Все остальное имело белый цвет: оконные рамы были покрашены белой краской; фасады церкви вместе со всем своим декоративным убранством были побелены известью. Белый цвет храма позволял декоративным элементам фасадов при сильном солнечном освещении давать великолепную игру светотени. Этим создавался эффект подвижности стеновой поверхности. Завершая разговор об архитектурном строении Арийской церкви, приведем те храмы Сибири, которые наибоглее близки ей. «Типологически и стилистически, — пишет К.Ю.Шумов, — Троицкая церковь в п.Емельяново тесно связана с группой пмятников культовой архитектуры Западной Сибири и Урала (церковь Захария и Елизаветы в Тобольске (1759-1776), Воскресенская церковь в Томске (1798-1820-е гг.), Преображенская церковь в п.Нижняя Синячиха под (1778-1802) и Успенской (1793-1820) церквями в Енисейсвке) и вместе с аналогичными постройками Приенисейского края (Преображенская и Успенская церкви в Абанском остроге (1797-1810), Богоявленская церковь в с.Тасеево (1794-1804), Спасский собор в Минусинске (1803-1813) образует круг культурных построек, обладающих выраженными локальными чертами своеобразия». Интерьер храма. Как уже говорилось выше. В теплой церкви находился престол в честь Покрова Божией Матери, который был освещен 27 мая 1805 года. Над престолом в золоченой раме находилась икона Господа Саваофа. Иконостас был покрашен в светло-голубой цвет, а резьба на ней была позолоченной. В иконостасе имелось 18 икон, о двух из них даже кое-что известно. Так, по правую сторону от царских врат в «местном» ряду иконостаса располагалась икона Воскресение Христово, а по левую сторону — храмовая икона нижней церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В 1868 году на эти две иконы были возложены серебряные под золотом ризы. Два киота по правую и левую сторону за клиросами были вызолочены и окрашены под один вид с иконостасом. В такой же светло – голубой цвет были покрашены и сами клиросы. На аланое лежала икона Святых каждого месяца в золоченой раме. Во всех окнах нижнего этажа имелись железные решетки. В одной из стен был сделан шкаф для казнохранилища. Здесь же внизу стояли обогревательные печи. С первого этажа на второй поднимались по лестнице, размещенных в западной пристройке церкви. На втором этаже размещался главный престол – во имя Живоначальной Троицы. Отсюда и название церкви с.Арейского в целом – Троицкая. Своды и стены в алтаре имели небестный цвет. В окне у Горнего места находилась рама из разных стекол с изображением Креста. Ее пожертвовал церкви в 1863 году бывший крестьянин графа Толстого Семен Афанасьев. В алтаре обоих этажей были пробиты места для умывания. Иконостас верхней церкви был покрашен кармином и имел малиновый цвет, а резьба на нем была позолочена. В иконостасе находилось 36 икон. Именно среди этих икон и должна была располагаться по канонам православной церкви знаменитая икона Святой Троицы: в «местном» ряду, второй справа от царских врат. А, впрочем, из-за своих больших размеров она могла быть размещена и отдельно от иконостаса. Два клиросных и два заклиросных киота имели такой же цвет, как и иконостас, — малиновый. Стены и потолки на обоих этажах церкви, а также подкупольное пространство на верхнем этаже были побелены известью. Полы «холодной» церкви были покрашены в желтый цвет. То обстоятельство, что иконостас на втором этажа имел в два раза больше икон, объясняется вот чем. Если в нижней церкви высота всюду была одинаковой, то в верхней под куполом храма открывалась высота в три этажа. Строения возле церкви. Церковь села Арейского была обнесена оградой, которая состояла из каменных столбов и железных решеток. Ворота в ограде были устроины с западной стороны, напротив входа в церковь. Справа и слева от ворот имелись калитки. Покрытые штукатуркой, столбы ограды были побелены в белый цвет, а решетки и шары на столбах выкрашены в зеленый. Также зеленой краской были окрашены ворота и калитки. В пределах церковной ограды было два строения: каменная часовня во имя Пресвятой Троицы и помещением для церковных сторожей. Часовня находилась в северо-западном углу ограды, как зайдешь в ворота, то сразу налево. Построена она была в1885-м или 1886 году. В 1914году на церковные деньги был произведен капитальный ремонт часовни. Однако мне попадались документы еще начала 60-х годов 19-го столетия, в которых уже тогда упоминалась некая каменная часовня возле Троицкой церкви. Я думаю, это можно объяснить тем, что в 1885 году вместо старой часовни была построена новая, улучшенная. Часовня Пресвятой Троицы так же, как и весь архитектурный комплекс Арейской церкви, имела бело-зеленый цвет. В другом углу ограды, юго-западом, стояла каменная церковная сторожка. Ее поставили в 1883 году, а до этого сторожка при церкви была деревянной. В 1891 году в связи с назревшей необходимостью разместить церковно-приходскую школу рядом с церковью помещение сторожки переоборудовали в школу. Одновременно с этим к школе была сделана деревянная пристройка, в которой и поместили сторожей. Оба здания имели белый цвет, а крыши на них были зелеными. В настоящее время в бывшем здании церковно-приходской школы находится крестильня емельяновской церкви. За передами церковной ограды, возле здания церковно-приходской школы (с южной стороны), размещались хозяйственные постройки. Их количество и состав с годами менялся. Так, в 1891-1898 годах здесь было два поднавеса и один амбар, а в 1916 году – один поднавес и дровяной двор. С южной стороны церкви, сразу за церковной оградой, лежало кладбище. Сейчас это кладбище называется старым. На нем из-за давности лет могилы сровнялись с землей и ничем не обозначены, кроме двух: одна декабристу М.М.Спиридову, другая жителям деревни Еловой И.М.Усову и Е.А.Ростовцеву, погибшим от рук колчаковцев. Раньше в XIX веке, здесь хоронили людей со всей «Семиверстки». Служителей же церкви хоронили в пределах церковной ограды. В 1845 году кладбище было огорожено деревянным забором. Про землю, которой владела Троицкая церковь, хорошо сказано в Клировой ведомости за 1891 год: «Земли при сей церкви имеется: усадебной три десятины и сенокосной пятьдесят две десятины, которые отведены 23-24 мая 1869 года, на кои имеются четыре в копиях чертежа, хранящиеся в церковном архиве. Дела о сей земли не производится: землею владеют сами свещенно-церковнослужители, кроме большей части усадебной земли, занятой крестьянскими постройками без платы». Потом, уже перед революцией, причт церкви начал сдавать свою сенокосную землю в аренду от 100 до 200 рублей за год. Плодородность этой земли была средней. Штатной просфорни при Арейской церкви не было, однако просфоры пеклись. Так, в конце XIX века выпечкой просфор занималась «крестьянская девица села Коркинского Татьяна Прокопьевна Ермолаева». Жила она в «Семиверстке» в церковном доме. За свой труд Татьяна Ермолова от церкви получила 30 рублей в год да еще от прихожан руги 24 пуда. В «Семиверстке», кроме церкви с.Арейского, из культурных сооружений имелась еще деревянная часовня в д.Заледеевой. История у ней такова. В июле 1865 года крестьяне д.Заледеевой задумали вместо старой часовни, которая находилась в 3,5 верстах от церкви, построить новую. Было решено сделать ее побольше и перенести с низкого и сырого места в более удобное и сухое. Через год, 10 июля 1866 года, часовня во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла была построена и освящена. Получилась часовня на славу: теплая, светлая. С пятью окнами. Сбоку к часовне была пристроена небольшая колоколенка с крыльцом. Размеры у часовни были такие: в длину 4 сажени (с колокольней 5 саженей), в ширину 3 сажени и 3,5 аршина в высоту. Вокруг постройка была обнесена решетчатой оградой. Хранителем общественных денег и строителем часовни, т.е. ответственным за строительство, был выбран местный крестьянин Федор Артемьевич Елистратов. Часовню строили из нового леса и на ее постройку ушло 280 рублей. Находилась часовня примерно в том месте по нечетной стороне современной улицы Московской, которое располагается напротив дома №460. Вполне возможно, что в «Семиверстке» была еще одна часовня и находилась она в д.Установой. Если в Клировой ведомости за 1906 год никакой информации об установкой часовне нет, то в Списках населенных мест Енисейской губернии из Памятных книжек за 1907 и 1910 годы сообщается, что в д.Установой часовня была. А в «Кратком описании приходов Енисейской епархии», вышедшем в 1916 году, снова нет никакого упоминания об этой часовне. Так что вопрос о том, существовала ли часовня в д.Установой или нет, остается пока открытым. Церковь в п.Емельяново принадлежит к числу старейших каменных храмов Красноярского края. И, конечно, очень жаль, если этот уникальный архитектурный памятник сибирского зодчества будет утрачен. Чтобы этого не случилось, емельяновскую церковь обязательно следует взять под государственную охрану и реставрировать В 2005 году ровно 200 лет, как в каменном здании Арейской Троицкой церкви прошло первое богослужение. И мне думается, что если емельяновцы, как говорится, возьмутся всем миром, то без, всякого сомнения, добьются того, что к этому юбилею Троицкая церковь вновь засияет своей первозданной красотой, а ее колокола возвестят всем о том, что емельяновская земля вновь не забыта Богом. АРЕЙСКАЯ СВЯТЫНЯ Главной Святыней Арейской Троицкой церкви и одной из важнейших святынь Енисейской епархии, безусловно, являлась икона Святой Троицы. Каждый год она в течение трех недель находилась в церквях г.Красноярска. ее образ был признан чудотворным и почитался жителями двух уездов: Красноярским и Енисейским. При перечислении святынь нашей епархии в Енисейском энциклопедическом словаре икона Святой Троицы называется первой. Вот эти строки: «Епархиальные святыни: образ Пресв.Троицы в Св.Троицком храме с.Арейского, Чудотворная Икона св.Прокопия Устюжского и св.Иоанна Милостивого в Прокопьевском храме с.Минино, Икона св. великомученицы Параскевы в часовне д.Ашкаул, Образ Нерукотворного Спаса в гл.храме Спасского монастыря в Енисейске и др.». Так что есть, чем годиться жителям п.Емельяново: вот такой замечательной была главная икона их церкви. Ей и посвящена эта глава. В селе Арейском икона Святой Троицы находилась со времени основания церкви, т.е. с середины XVIII века. Впервые об арейской иконе стало известно в 1756 году в связи с началом ежегодных крестных ходов в Красноярске. Последнее писменное умоминание о ней, с которым мне пришлось столкнуться, это запись а дневнике М.В.Красноженовой, относящаяся к 1929 году. Но, по утверждению старожилов поселка, например Марии Петровны Тропиной (1916 года рождения), икона находилась в Арейском храме вплоть до его разрушения в июле 1933 года. Будучи маленькой девочкой, она хорошо запомнила, как в конце 20-х и в начале 30-х годов вдоль «Семиверстки» совершали крестные ходы. В процессии обычно принимало участие около тридцати человек самого разного возраста: от двадцати лет и свыше шестидесяти. Впереди шествия, как и полагалось, несли икону Св.Троицы и по желанию людей заходили в дома. О дальнейшей судьбе иконы после 1933 года пока не известно. Икона Св.Троицы имела достаточно большие размеры; приблизительно 120х80 см, а, может, даже и больше. Вес иконы, как утверждал С.К.Голицын, был равен дум пудам. Правда, неизвестно, учитывался здесь вес серебряного оклада иконы или нет. А ведь он был тяжелым и весил 24 фунта, т.е. 10 килограммов. Когда же икона Троицы была украшена этим окладом или, говоря иначе, ризой, не известно. Но в 1805 году данная риза уже была на иконе и находилась на ней вплоть до 1908 года, когда икону Святой Троицы похитили из Арейской церкви. Как мы уже говорили, риза была серебряной с позолотой и, кроме того, на ней была специально выделены пять венцов, которые тоже были серебряными и позлащенными. После обретения иконы в 1908 году ее украсили новой ризой, более дорогой. В венцах каждого ангела Троицы на этой ризе находилось по одному (возможно и по три) бриллианту. 21 мая 1865 года на незакрытые ризой лики ангелов и святых в иконе Троицы была наложена тонкая слюда для «предохранения от першевения». Это сделали по предложению епископа Никодима. В иконографии существуют два типа написания троицких икон: «новозаветный» и «ветхозаветный». Изображение Святой Троицы на арейской иконе относилось к «ветхозаветному» типу. Сюжет на таких иконах следующий: «Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре». Кем и когда была написана арейская икона Святой Троицы, не известно. Но это, без сомнения, был талантливый иконописец. ЧУДЕСА ОТ ИКОНЫ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ Арейская икона Святой Троицы считалась чудотворной. «надо сказать, что наша церковь никогда (даже до образования Свяейшего Синода) не торопилась признать те или иные мощи святыми, а ту или иную икону – чудотворной. От смерти до прославления угодника проходило как минимум несколько десятков лет. Если же какая-либо икона вдруг начинала творить чудеса, царь и митрополит посылали «верных людей», которые давали заключение только после тщательного исследования чудес на месте. В лжесвятынях Церковь и Русское православное государство не нуждались». Приведем несколько свидетельств современников об арейской иконе. Так, в конце XIX века Н.В.Латкин писал: «В селе имеется довольно красивая двухэтажная каменная Троицкая церковь с чудотворным образом Св.Троицы». а в 1916 году в книге, посвященной истории Енисейской епархии, можно было найти такие строки: «Главною святынею Арейского храма является чудотворная икона Св.Живоначальная Троицы, чтимая особенно жителями Красноярского и Енисейского уездов». Чудотворной называли такую икону, от которой во славу Божию совершались разные чудеса. Какие же такие чудеса явила людям арейская икона? Трудно ответить на этот вопрос. Много прошло времени с тех пор, как икона Троицы была признана чудотворной. И сейчас уже неизвестно, за что же именно она была прославленна. Но, собирая материалы об Арейской церкви, автору все же удалось найти несколько удивительных событий из истории иконы Святой Троицы. Возможно, эти события и были теми факторами, а точнее сказать, одними из тех многочисленных факторов, на основании которых арейская икона была признана чудотворной. Свой рассказ о чудотворной иконы я начну с события, которое произошло в первые годы существования Арейской церкви. В то же время священником здесь служил Михаил Терский, и это событие связанно именно с ним. А дело обстояло так: «Сверх того, в пятую неделю по Пасхе, в керстном ходе, приносятся и встречаются на западной стороне города иконы Св.Троицы и Знамения Богородицы. Первая икона приносится с 1756 года, из села Арейского, лежащего в 25 верстах от города. Поводом к сему, по преданию, было следующее: священника арейской Троицкой церкви Михаила Стефанова Терскаго (он был первый священник) не было ни одного сына, — хотя и рождались сыновьями, но все умирали. Когда в 1756 году у него родился сын, нареченный во св. крещении Симеоном, благочестивый родитель его о.Михаил дал обет носить, за день до Пятидесятницы, из своей церкви местную икону Св.Троицы в Красноярск, и каждогодно, с семейством своим, свято исполнял данный обед». И вот после этого, по Божьей милости, несчастье отошло от семьи Терских. Семен не умер в младенчестве, как его братья, а на радость родителям рос себе помаленьку и рос. Став взрослым, женился и имел дочь. Следующее событие произошло 18 февраля 1805 году. Вдруг ни с того, ни с сего средь беладня загорелась деревянная церковь в селе Арейском. Люди, конечно же, пытались затушить пожар, но их усилия оказались тщетными: церковь и все. Что находилось внутри ее, сгорело полностью. Но каково было удивление жителей емельяновских деревень, когда они обнаружили на втором этаже церкви (в алтарной части) несколько уцелевших вещей и в том числе икону Св.Троицы. похоже было на то, что огонь остановился перед иконой и не тронул ее. Начало лете 1860 года выдалось слишком засушливым. Казалось, еще пора дней и на полях Погорельской волости выгорит все. Боясь предстоящего неурожая, жители села Погорельского обратились к местному благочинному с просьбой поднять икону св.Торицы на свои поля. И Григорий Климовский дал им на это свое разрешение. И вот 19 июня 1860 года икона Св.Троицы была доставлена в село Погорельское. И лишь только икону поднесли к полям и священники села погорельского начали читать молебен, сразу же пошел обильнейший дождь. Радости крестьян не было предела – их посевы спасены! Но еще больше в их сердцах было удивление: ведь они стали свидетелями явного чуда от иконы Святой Троицы. Завершив молебен, арейскую икону понесли в церковь села Погорельского, чтобы выразить там свою благодарность этому чудотворному образу. 30 июня 1896 года икона Святой Троицы впервые была внесена с крестным ходом в г.Енисейск. а за неделю до этого в городе пропал человек – плотник Ястребов. Через трое суток обеспокоенная жена плотника заявила об исчезновении мужа в полицию. Не обнаружив пропавшего мужчину ни в городе, ни в близлежащих деревнях, полиция начала подозревать в случившемся Ястребову. В ходе следствия в ее доме был произведен тщательный обыск. Дело дошло даже до того, что во многих местах пола разобраны доски. Но полиция ничего не нашла и дело осталось нераскрытым. А тем же временем продолжалось пребывание Святой Троицы в уездном городе. 4 или 5 июля икону из с.Арейского носили по домам Троицкого прихода города Енисейска. Когда же процессия дошла до дома Ястребовых, то его хозяйка сказала, что не успела прибраться в избе и поэтому не готова принять у себя икону. Тогда прибывшая из д.Борки (в 14 верстах от города) замужняя дочь Ястребова от 1-го брака и собравшиеся соседи стали уговаривать жену плотника и в конце концов уговорили ее. Икона Святой Троицы была внесена в дом и начался молебен. При этом присутствовали священник Троицкой церкви г.Енисейска Арександр Кармальский, псаломщик Троицкой церкви с.Арейского Александр Конейкин и весь сумевший уместиться в избе народ. Среди молящихся немного выделялась дочь Ястребова своей горячей. Со слезами молитвой, через некоторое время молебен закончился, но он не прошел бесследно: на следующее утро преступление было раскрыто. Всю ночь после этого молебна Ястребова не могла уснуть. Но не от исчезновения мужа страдала она, а от мучений совести. Страшное она совершила преступление: задушила во сне мужа, отрубила от его туловища руки и голову и спрятала все эти части в полу под двумя плахами. По иронии судьбы это оказались не те самые плахи, под которыми не стала заглядывать полиция. Прошла ночь, забрезжит немного рассвет, и тут Ястребова почему-то решила перепрятать расчлененный труп мужа. Для этого преступница разбудиоа свою квартирантку, которая была преданна ей, и попросила постоять ее во дворе и покараулить, не идет ли кто по улице. А сама тем временем принялась за свое черное дело. И вот в тот момент, когда Ястребова понесла через двор туловище, на квартирантку вдруг напал такой то невыразимый страх, что она бросилась к калитки и закричала: «Караул! Берите ее. Пока не спрятала!» Как раз в это время по улице шел жандарм по фамилии Петухов. Услышав крик, он быстро вбежал во двор и поймал убийцу с поличным. Как знать, смогла бы полиция раскрыть это преступление (ведь обыск уже был сделан), если бы не икона Святой Троицы, которая побывала у преступницы в доме и перед которой слезно молилась дочь Ястребова, прося у Бога, чтобы это злодеяние было раскрыто. Как знать… Это происшествие случилось где-то в январе-марте 1908 года. Однажды ночью уснувшие деревни «Семиверстки» разбудил колокольный звон. Звонили. Как говорится, во все колокола, ведь случилось неслыханное – ограбили церковь. Сразу же выяснилось, что воры помимо серебряных крестов, унесли с собой и главную святыню церкви – икону

Перейти к верхней панели